07 ноября 2024 года в сельскохозяйственном колледже ИМЭА для преподавателей был проведен Круглый стол «Современные педагогические технологии, применяемые в учебном процессе» в рамках XV Международной научно-практической конференции «Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования».
Целью современных педагогических технологий является формирование активной и творческой личности, которая способна самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
В заседании Круглого стола приняли участие 11 преподавателей колледжа.
Преподаватели Толмачева Ирина Анатольевна, Вагнер Людмила Александровна и Иванова Валентина Михайловна рассказали об особенностях преподавания иностранных языков для обучающихся колледжа. Современная аграрная индустрия предъявляет высокие требования к выпускникам - будущим специалистам. XXI век, по данным ЮНЕСКО, является веком полиглотов. Значит молодой специалист, помимо качественной профессиональной подготовки, должен освоить необходимый курс иностранного языка. В этой связи знание иностранного языка является не только показателем общей компетентности специалиста, но и показателем уровня его профессиональной востребованности на рынке труда. Иностранный язык выступает как средство общения, в том числе и на профессиональном уровне. В связи с этим, современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий.
Ирина Анатольевна поделилась опытом применения, по ее мнению, наиболее продуктивных технологий: информационно-коммуникационных, проектной технологией, технологией критического мышления, технологией проблемного обучения, кейс-технологией. Особое внимание слушателей обратила на метод проектов: «в обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка».
Валентина Михайловна выступила с докладом «Reziprokes Lesen» (взаимное чтение) на уроках иностранного языка». Разработчиками метода «взаимного чтения/обучения» являются А.С. Палинксар и А.Л. Браун (в 1984 году). Метод берет свое начало из когнитивных стратегий и направлен на повышение качества обучения и успеваемости обучающихся. «Взаимное чтение/обучение» - это диалог между учителями (преподавателями) и обучающимися, осуществляемый с целью совместной работы над смыслом текста. Это – интерактивная обучающая методика, предназначенная для всех обучающихся, даже для тех, кто пассивно владеет запасом слов.
Людмила Александровна в обучении иностранному языку особое место отвела ролевым играм. Условные роли помогают студентам раскрыть себя, активизировать свой творческий потенциал. Ролевые игры моделируют жизненные ситуации, способствуют формированию навыков ролевого общения, стимулируют интерес к изучению иностранного языка. Они позволяют отработать употребление различных грамматических конструкций, а также способствуют формированию навыков всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Так, например, на 3 курсе специальности Ветеринария успешно проходит игра «На приеме у ветеринара». На занятиях используются различные приёмы формирования и поддержания интереса к изучению иностранного языка – иллюстративный материал и технические средства обучения с аутентичными аудио- и видеофильмами. Например, обучающиеся с удовольствием смотрят научно-популярные фильмы о зоопарках разных стран, об особенностях ветеринарной профессии, о строительных машинах и материалах. Они выполняют задания к ним, опираясь на ранее полученные знания своих специальных дисциплин. Таким образом, на старших курсах приходится, как конкурировать с дисциплинами профессионального блока, так и работать в тесной их взаимосвязи, что значительно повышает интерес к изучению языка. Интерес к изучению иностранного языка в колледже поддерживается посредством вовлечения студентов в Клубы любителей иностранного языка. Студенты творческих групп СХК выступают с творческими костюмированными презентациями, помогают организовывать конкурсы и праздники стран изучаемого языка. Благодаря тесному сотрудничеству с Центром немецкой культуры и отделом иностранной литературы Республиканской библиотеки участники Клуба имеют возможность принять участие в языковых этнокультурных проектах и лагерях с целью совершенствования знаний иностранного языка. Студенты творческих групп занимаются научно-исследовательской работой, принимают участие в конференциях и олимпиадах различного уровня.
Преподаватели информационных дисциплин Муценик Галина Алексеевна и Таратынов Павел Романович поделились своим опытом. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении занятий они использую как традиционные образовательные технологии, так и: технологию проектного обучения; технологию проблемного обучения; технологию тестирования, как способа проверки и оценивания знаний. Более подробно Галина Алексеевна остановилась на технологии проектного обучения. Использование проектной работы позволяет студентам применять практические навыки, которые они получили на занятиях по дисциплине информатики для решения реальных задач и проблем. Существует несколько подходов к классификации проектов. По ориентирующей деятельности студентов проекты делят на: практико-ориентированный проект; исследовательский проект; информационный проект; творческий проект. Технологию проекта можно также использовать в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего занятия.
Беляева Наталья Анатольевна представила нашему вниманию работу «Методическая документация как основа качественного образовательного процесса». Методическая работа – постоянная коллективная и индивидуальная деятельность педагогов по повышению уровня своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства. Важным элементом подготовки преподавателя к учебным занятиям является изучение методической литературы и разработка учебно-методической документации по дисциплине или междисциплинарному курсу (УМКД), которые позволяют более квалифицированно спланировать работу, используя накопленный и обобщенный опыт. Методическое обеспечение дисциплины включает необходимую информацию, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности. Методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста, председателя ПЦК и педагога или коллектива преподавателей; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров. Методическая и учебно-планирующая документация дисциплины является основой обеспечения качественного образовательного процесса и представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, необходимых для методического обеспечения всех видов аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов, а также самостоятельного изучения дисциплины при консультационной поддержке преподавателя. Оформление учебно-планирующей документации является обязательным условием педагогической деятельности, разрабатывается своевременно, оформляется в соответствии с требованиями Системы качества.
Токарева Оксана Сергеевна акцентировала внимание присутствующих на технологии обучения в сотрудничестве на уроках экологии. Технология обучения в сотрудничестве предусматривает, что преподаватель разбивает студентов на группы по 3-5 человек и предлагает им коллективно выполнить какое-либо задание, решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т. д. Основные принципы этой технологии: взаимозависимость членов команды; личная ответственность каждого учащегося не только за собственные результаты обучения, но и за успехи товарищей; совместная деятельность; социализация учащихся во время групповой работы; общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения студентов в группе наряду с академическими результатами работы.
Калинина Татьяна Леонидовна рассказала о влияние инновационных образовательных технологий на формирование профессиональных компетенций при подготовке обучающихся по специальности 35.02.09 Водные биоресурсы и аквакультура. Использование инновационных образовательных технологий в образовательном процессе способствует развитию у обучающегося: умению самостоятельно критически мыслить, адаптироваться в постоянно меняющейся социально-экономической среде, самостоятельно приобретать и применять необходимые знания.
Васильева Анжелика Владимировна, преподаватель экономических дисциплин, обобщила свой опыт по реализации технологий активного обучения по документированию хозяйственных операций и ведению бухгалтерского учета. Технология активного обучения результативна при изучении специальных дисциплин, эффективно способствует развитию общих и профессиональных компетенций, совершенствованию интеллектуальных и творческих способностей, социализации обучающихся. Цель применения технологий активного обучения состоит в развитии успешной социализации обучающихся, коммуникативности и успешной адаптации в общественной жизни. При использовании активных методов обучения меняется роль обучающегося – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно - познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Среди форм и видов активных методов обучения большое разнообразие. Основными из них являются деловые игры, «мозговой штурм», разнообразные дискуссии с разбором и анализом тех или иных профессиональных ситуаций, игровые ситуации с решением проблемных задач и др. Каждая группа активных методов обучения предполагает специфическую организацию взаимодействия участников и обладает своими специфическими особенностями. Однако, несмотря на многочисленность методов активного обучения, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему их классификации, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки. Характеристика основных активных методов обучения обусловлена их спецификой и технологией использования. Несмотря на то, что по содержанию они значительно отличаются, основная их задача – включение обучающегося в процесс активного обучения, взаимодействие на всех уровнях педагогического процесса, развитие познавательной деятельности и интереса к предмету.
Кнауб Ирина Владимировна поделилась опытом организации самостоятельной работы студентов на экономических дисциплинах. Самостоятельная работа часто вызывает у студентов ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации. Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.
И в завершении Круглого стола выступила Карпушева Татьяна Владимировна, преподаватель ПЦК физико-математических дисциплин, куратор по подготовке и проведению демонстрационного экзамена, с докладом «Применение современных педагогических технологий для подготовки к проведению демонстрационного экзамена как одной из форм государственной итоговой аттестации». Демонстрационный экзамен является одной из форм государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, которая направлена на определение уровня освоения выпускником материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных компетенций путем проведения независимой экспертной оценки выполненных выпускником практических заданий. В ходе демонстрационного экзамена студент выполняет практическое задание в условиях реальных или смоделированных производственных процессов. Успешная сдача экзамена дает право студенту на получение диплома об образовании. Также после сдачи экзамена участник получает цифровой паспорт компетенций – электронный документ, отражающий результаты выполнения задания. Паспорт дает возможность потенциальным работодателям оценить профессиональные качества выпускника и принять решение о приглашении его на работу. Подготовка обучающихся к участию в демонстрационном экзамене требует применения современных образовательных технологий. Некоторые из них: электронные платформы могут включать виртуальные симуляторы, дистанционные платформы для выполнения заданий, а также цифровые системы оценки и анализа результатов экзамена; режим видеоконференции - это очная форма групповой работы территориально удалённых участников ДЭ в режиме реального времени с использованием телекоммуникационных и мультимедиа технологий; коллаборативное обучение - учебная деятельность строится на тесном взаимодействии между обучающимися или между обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смысла усвоенного материала; деловые игры моделируют разнообразные условия профессиональной деятельности и помогают найти решение сложных проблем.