26 апреля 2023 года на ПЦК агрономических дисциплин был организован и проведен методический семинар на тему «Организация внеурочной деятельности в системе СПО».
Целью проведения методического семинара - расширение представлений о формах и методах организации внеурочной деятельности в системе СПО.
Задачи:
Бортницкая Ольга Александровна представила доклад на тему «Учебные игры во внеучебной деятельности» в котором отразила, что учебные игры позволяют в реальном учебном процессе умоделировать различные жизненные ситуации и отношения, что делает учебный материал менее формализованным и отвлеченным. Игра будит воображение студентов, дает им возможность проявить лучшие личностные качества, повысить рейтинг в социальной группе. Вследствие этого, как правило, повышается успешность учебной деятельности. Игровая форма позволит сделать интересными и привлекательными для студентов даже скучные темы курса Игровая форма обучения – перспективный вид учебного занятия, рассчитанный на диалог. Задача педагога состоит в создании творческой и демократичной обстановки, которая исключает равнодушное отношение обучающихся к внеучебным занятиям.
Джумаева Лариса Леонидовна обобщила данные по теме «Технология самостоятельной работы студентов во внеучебной работе». В своем докладе Лариса Леонидовна сообщила, что формирование у студентов самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности учащихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, творческому развитию и формированию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции. Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
О сущности и достоинствах занятий с использованием «Игровых технологий» на методическом семинаре выступила преподаватель Елена Николаевна Кривохижа. Она считает, что почти все формы внеурочной деятельности представляют собой массовые средства воспитательного характера. Каждой из них характерно свое построение и содержание, определяющее возможность применения ее в конкретных условиях внеурочных занятий. Практически все формы внеклассной деятельности несут в себе тот или иной элемент игры. Несомненно, привить интерес, а может и любовь к учебной дисциплине можно только через игру.
- «Жужжащие» группы
Специфика этой технологии обучения и развития заключается в том, что группу не просто делят на подгруппы, а предлагают каждой из них работать в отдельном помещении, чтобы участники могли без помех обсудить ситуацию, при необходимости найти решение, о котором затем должны доложить публично. Группе предлагается вопрос, связанный с преподаваемым предметом. После этого группу делят на малые группы по 3 — 5 человек, каждая из которых образует кружок. В течение 5—10 мин группы обсуждают поставленный вопрос, стараясь выработать коллективное мнение или подготовить вывод. Затем представитель каждой группы — презентатор — докладывает всем о принятом командой решении или о сформулированном ответе. Главная цель такой технологии — подтолкнуть участников к высказыванию своих мнений и к активному участию в дискуссии.
Название этой технологии связано с тем, что группы, одновременно включающиеся в дискуссию, производят впечатление огромной стаи жужжащих насекомых. Задания, которые даются подгруппам, сводятся к следующему: найти решение проблемы, сделать вывод, применить свои умения. Преимуществом этой довольно-таки простой техники является то, что в нее активно вовлекаются практически все обучаемые группы, а инструментом мотивации становятся соревнование, конкуренция между подгруппами.
Чагин Виталий Владимирович поделился опытом вовлечения обучающихся в научно исследовательскую внеучебную работу. На практике реализуются два вида научно-исследовательской деятельности студентов: учебная НИРС, предусмотренная учебными планами (рефераты, доклады, сообщения, курсовые и дипломные работы), и внеучебная НИРС сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.
Основными формами внеучебной НИРС являются: публикация научных статей; участие в научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах; участие в научных конкурсах, в научно-исследовательских играх, в научных сообществах, кружках.Для повышения вовлечённости студентов в научно-исследовательскую деятельность необходимы совместные усилия всего коллектива, причём в целом в образовательном учреждении должна быть сформирована система организации НИРС – как учебной так и внеучебной, начиная от создания и функционирования студенческого научного общества и заканчивая разработкой системы поощрений за активную научно-исследовательскую работу и студентов и преподавателей.
Преподаватель Светлана Викторовна Эрбес поделилась опытом и результатами применения «Кружковой работы». Одним из направлений организации педагогического процесса, способствующих формированию общих компетенций и реализующих требования Федеральных государственных образовательных стандартов можно по праву считать кружковую работу. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, культуры, искусства, экономики.
В кружковой работе задействованы обучающиеся всех курсов специальности, что позволяет организовать взаимодействие, и обеспечит чувство товарищества, привить коллективный дух и объединить обучающихся на основе стремления к достижению общей цели. Таким образом, кружковая работа направлена на решение задач не только формирования профессиональных компетенций, но и обеспечивает как воспитательную функцию, так и способствует социализации обучающихся. Кружковая работа в полной мере отвечает целям внеурочной деятельности в колледже, обеспечивая содействие в достижении планируемых результатов обучающихся в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена.
Председатель ПЦК агрономических дисциплин С.В. Эрбес