06 ноября 2025 года был проведен ставший уже традиционным для преподавателей сельскохозяйственного колледжа Круглый стол «Современные педагогические технологии, применяемые в учебном процессе» в рамках XVI Международной научно-практической конференции «Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования»
В этом году на заседании Круглого стола делились своим педагогическим опытом 18 преподавателей, причем не только сельскохозяйственного колледжа. Участие также приняли представители других учебных заведений: ГБПОУ РХ "Техникума коммунального хозяйства и сервиса", ГБПОУ РХ "Хакасского политехнического колледжа" и ГБПОУ РХ "Училища (техникума) олимпийского резерва".
«Современное образование требует постоянного обновления и совершенствования профессиональных компетенций преподавателя. Сегодня, когда мир стремительно меняется, наша главная задача — подготовить выпускников, готовых адаптироваться к новым условиям и успешно решать профессиональные задачи. Именно поэтому применение современных педагогических технологий становится ключевым фактором успеха любого образовательного учреждения», - приветствовала участников модератор круглого стола Карпушева Татьяна Владимировна.
Алёнкина Светлана Геннадьевна выступила с докладом на тему «Возможности ИИ в повышении мотивации обучающихся при изучении дисциплины «Русский язык»: «В последние годы цифровые технологии стремительно развиваются, и одним из самых значительных достижений является искусственный интеллект (ИИ). Искусственный интеллект представляет собой эффективный инструмент в процессе изучения русского языка. Использование сервисов Suno AI для генерации обучающих песен, ChatGPT для объяснения сложных грамматических конструкций и Яндекс.Репетитор для адаптивных заданий позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся, облегчить восприятие материала и улучшить качество запоминания. Применение ИИ для генерации материалов позволяет сделать процесс освоения теоретического материала более увлекательным и менее трудоёмким. Особое внимание стоит уделить возможности ИИ адаптировать материалы под индивидуальные особенности каждого обучающегося. Сервисы ChatGPT и NeuroSpell могут не только анализировать ошибки, но и давать рекомендации по улучшению текста, что значительно помогает в работе по развитию речи.
Беляева Наталья Анатольевна – «Профессиональная ориентированность заданий, как способ активации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики». Актуальность темы обусловлена разной степенью школьной подготовки студентов и низким уровнем интереса обучающихся СПО к изучению общеобразовательных предметов, в частности, к математике. Интерес обучающихся техникумов и колледжей к математике в значительной степени зависит от профессиональной значимости материала, его причастности к получаемой профессии. Профессиональная направленность обучения математике осуществляется через специально подобранную систему задач по профессиям и специальностям. Практика показывает, что студенты с интересом решают и воспринимают задачи практического (профессионального) содержания. Они с увлечением наблюдают, как из производственной ситуации возникает теоретическая задача, решаемая математическими методами.
Бортницкая Ольга Александровна поделилась своим опытом на тему «Влияние на качество подготовки студентов использования схем-конспектов». Химия - одна из интереснейших и практически значимых наук. Это наука ещё и очень сложная. В настоящее время большой объём информации и ограничение учебного времени ставит перед преподавателем непростую задачу: как, построить процесс обучения в конкретных условиях так, чтобы обеспечить студентам максимальный уровень усвоения учебного материала, сформировать общеучебные и специальные умения, найти индивидуальный подход к развитию личности каждого студента. В современных условиях при подготовке специалистов особое значение приобретает оптимизация учебного процесса. Под этим понимается получение результатов с наименьшими затратами и с хорошим качеством.
Вагнер Людмила Александровна рассказала о «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо». (РКМЧП) была разработана американскими учеными и преподавателями. В России она появилась в 1997г. Критическое мышление (КМ) - это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения информации на личный жизненный опыт. Это мышление, не принимающее догм. Критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено. Цель технологии - развитие КМ посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс, а также развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Главная цель технологии: развитие интеллектуальных способностей обучающихся, позволяющих ему учиться самостоятельно. Существует 3 фазы данной технологии: вызова, реализации и рефлексии. К приемам ТРКМЧ относятся: Таблица ПМИ (плюс-минус-интересно) / «плюс — минус — вопрос»), Таблица «Верные – неверный утверждения», Кластеры (блоки идей) - суммирование полученных знаний по теме, Толстые и тонкие вопросы (до изучения темы), Шесть лепестков - шесть типов вопросов (Ромашка Блума).
Васильева Анжелика Владимировна осветила тему: «Педагогические технологии и их реализация». Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или иными принципами и условиями.
Демичева Виолетта Владимировна описала организацию воспитательной работы в образовательных организациях системы СПО В современном обществе главной целью образования становится формирование личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному решению и каких–либо проблем, готовой к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования. Важнейшей задачей становится создание условий для формирования всесторонне развитого человека, способного успешно интегрироваться в современное общество и эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Ерзямкина Вера Александровна поделилась опытом применения нейросетей в разработке профессионально - ориентированных задач по математике. Использование таких технологий помогает преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и практическим применением математики в реальной жизни. Профессионально ориентированная задача предполагает постановку проблемы, близкой реальной профессии студента. Цель таких заданий — развить практические навыки, необходимые будущему специалисту, закрепить теоретический материал и научить применять знания в реальных ситуациях. Например, студентам экономических специальностей полезно составлять задачи, связанные с расчетом прибыли предприятия, определением оптимального объема производства или построением моделей ценообразования. Студенты технических вузов смогут развивать умение моделировать механические системы, рассчитывать нагрузки конструкций и оценивать эффективность инженерных решений. Таким образом, применение нейросетей существенно повышает качество образовательного процесса, позволяя педагогам сосредоточиться на развитии творческого потенциала студентов и подготовке профессионалов высокого уровня.
Калинина Татьяна Леонидовна продемонстрировала подход в использовании инновационных технологий для развития познавательных интересов у обучающихся к общеобразовательным дисциплинам. При изучении общеобразовательных дисциплин использую метод проблемно-поискового обучения реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации. Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии и биологии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Информационные технологии делают урок ярким и содержательным, развивают познавательные способности обучающихся и их творческие силы. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становиться запоминающимся, легко позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию.
Карпушева Татьяна Владимировна затронула тему формирования управленческой компетентности будущих строителей в образовательных организациях среднего профессионального образования. Формирование управленческой компетентности предполагает комплексное развитие навыков планирования, принятия решений, коммуникации и лидерства. Интеграция практических занятий, деловых игр и проектной деятельности способствует эффективному освоению студентами инструментов управления строительными процессами и готовит их к успешной реализации профессиональных задач в строительной отрасли.
Кнауб Ирина Владимировна организовала «Помощь студентам в организации самостоятельной работы». Самостоятельная работа часто вызывает у студентов ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.
Корнеева Юлия Семеновна раскрыла тему «Научно-исследовательская деятельность студентов как средство повышения качества образования». Главным результатом использования исследовательского подхода в обучении является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, приобретение личностного опыта познания. Получив первичные навыки научно-исследовательских работ, в том числе и на уроках «Истории», «Географии» и «Обществознания», учащиеся смогут использовать их затем в проведении серьёзных научных исследований на старших курсах и при защите ВКР.
Муценик Галина Алексеевна поделилась опытом применения современных педагогических технологий на занятиях по информатике, которые повышают вовлеченность обучающихся. Использование проектного метода стимулирует самостоятельность и креативность учащихся, предлагая им разрабатывать реальные цифровые продукты, такие как веб-сайты, приложения или программы автоматизации процессов.
Назаренко Татьяна Анатольевна рассказала о личном опыте применение активных методов обучения в преподавании специальных дисциплин. Целью применения технологий игровых форм обучения является развитие устойчивого интереса у студентов через разнообразные игровые формы обучения. Игра на уроке способствует повышению интеллектуальной активности, создает атмосферу непринужденности, разряжает обстановку, способствует лучшему запоминанию материала. Для активизации студентов использую также в своей работе мини диктанты с творческими заданиями для итоговой работы по разделам. Эффективным видом работы является составление студентами схема конспектов по темам, выносимым на самостоятельное изучение, решение производственно – ситуационных задач. Анализ и оценка деятельности студентов показывает, что они работают на таких уроках увлеченно и с интересом.
Назарова Елена Михайловна предложила внедрение кейс-метода как средства формирования компетенций обучающимися по специальности «Ветеринария». Целью нашего исследования является теоретическое обоснование, апробация и внедрение кейс-метода как средства формирования компетенций при изучении частной эпизоотологии студентами, обучающимися по специальности «Ветеринария». Кейсы, которые использовались в нашем исследовании, являлись обучающими. Их цель - самостоятельно принять решение в определенной конкретной ситуации. Студенты получали всю информацию, нужную для анализа, ситуация описывалась полностью и четко формулировалась проблема. Например, как профессионально провести меры ликвидации опасного инфекционного заболевания у сельскохозяйственных животных. Другой разновидностью кейс задач, используемых нами, являлись ситуации, направленные на оценку решения. В этом варианте кроме описания ситуации предоставляется существенная информация приводились принятые решения ветеринарного врача, которые студенты должны были проанализировать и критически оценить. В решении ситуационных задач этого типа была заложена ошибка, и целью был поиск этой ошибки, а затем разработка собственного решения.
Солонович Наталия Ивановна описала влияние организационно-деятельностных игр на активизацию познавательной деятельности студента. Важным условием подготовки высококвалифицированных специалистов является правильная организация и проведение практических занятий. Немаловажное значение в процессе обучения в ходе учебных занятий занимают практические занятия. Цель проведения практических занятий – это обобщение, систематизация, углубление и закрепление теоретических знаний, а также расширение знаний, развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей обучающихся в процессе самостоятельного обобщения и систематизации знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных, оптимизировать учебную деятельность преподавателя и обучающихся, выбрать рациональную модель проведения практического занятия. Для того, чтобы семинар был эффективной формой обучения, необходимо правильно организовать занятие. Проведение семинарских занятий предусматривает использование разнообразных методов обучения. Один из методов является деловая игра.
Таратынов Павел Романович поделился рекомендациями по применению смешанного обучения: симбиоза онлайн и офлайна. Смешанное обучение объединяет традиционные уроки с цифровыми технологиями. Онлайн-формат берёт на себя теорию и тренировку, а очные занятия посвящаются практике, проектам и углублённому разбору тем. Это делает процесс гибким и эффективным. Такой подход даёт ученикам свободу учиться в своём темпе, используя онлайн-ресурсы. Учитель же становится наставником, который не транслирует знания, а направляет и помогает их применять. Технология превращает образование в персонализированный и современный процесс.
Чагин Виталий Владимирович поделился практическими рекомендациями в организации и проведении научно-исследовательской работы обучающимися и преподавателями Института менеджмента, экономики и агротехнологий. Организация и проведение научно-исследовательской работы требуют комплексного подхода. Обучающимся рекомендуется выбирать актуальные междисциплинарные темы, объединяющие направления менеджмента, экономики и агротехнологий, а также активно взаимодействовать с научными руководителями и коллегами для повышения качества исследований. Преподаватели, в свою очередь, должны стимулировать творческий подход студентов, вовлекать их в прикладные проекты и способствовать развитию навыков критического мышления и анализа данных. Важнейшими практическими рекомендациями являются формирование чётких планов исследований, регулярный мониторинг достижений и интеграция результатов НИР в учебные процессы для укрепления теоретической базы и практической подготовки будущих специалистов.
Эрбес Светлана Викторовна рассмотрела перспективы использования технологии проектного обучения в системе СПО. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но учитывая современный образовательный ритм и потребность работодателей в активных и креативных личностях, умеющих быстро адаптироваться к новым условиям, его можно отнести к педагогическим технологиям 21 века. Использование проектной деятельности в процессе обучения способствует формированию у обучающихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а также грамотности в работе с информацией. Технологии проектного обучения возможно использовать как в рамках профессионального образования, так и во внеучебной деятельности. Работа над проектом позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности. Таким образом, актуальность проектной деятельности для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого вместе с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Благодарим всех участников и слушателей Круглого стола «Современные педагогические технологии, применяемые в учебном процессе» за проявленный интерес и желанием поделиться своим профессиональным опытом и знаниями.
Модератор Круглого стола Карпушева Татьяна Владимировна